Русское очарование, никогда не выходящее из моды

Шаль, рис.1Шали ажурные, пуховые, разноцветные – обязательный товар на лотках старой России и современного Арбата. С давних пор мастерицы Оренбурга, Нижнего Новгорода, Воронежа, Вологды славились непревзойденным искусством вязания.

В русских сказках Настеньки да Машеньки экзаменовались на умение вязать изумительные узоры из таких тонких нитей, что готовую шаль через женское колечко можно было продеть и уложить в яичную скорлупу.

Однако первые шали появились в XV веке в индийском городе Сринагаре. Мастера вязали маленькие платки из шерсти и пуха кашмирских коз. Работа была настолько ювелирной, что шали ценились на вес золота. Они и расшивались золотом и драгоценными камнями, украшались длинной бахромой.

Ifkm? hbc/3Нити пашмины, так называется индийская пряжа, не превышают 12-14 микрон, что в 5 раз меньше человеческого волоса. При этом шали и палантины из пашмины теплее овечьих.

С начала XIX века индийские изделия появились в Европе, а затем и в России. Русские мастерицы, взяв на вооружение индийский тренд, создали свои неповторимые образцы.

Прядением и вязанием занимались крепостные. В Воронежской области они стали делать красивые шали из шерсти сайгаков. Из 13 г шерсти мастерицы ухитрялись выпрядать 450 метров нити. Станочки были маленькими, с гвоздиками вместо челноков. Изделия получались двухсторонними, так что повязывать шаль можно на голову, шею, плечи.

Шаль, рис. 3Изделия из шерсти сайгаков напоминали шелк, были необычайно красивы, сохранились свидетельства, в которых сообщается, что были они лучше кашмирских. Теперь искусство из шерсти сайгака утрачено, зато существует уникальное производство тончайших пуховых шалей из ослепительно белого козьего пуха.

Толщина козьего пуха оренбургских пород 16-18 микрон. Для сравнения: у ангорских коз (мохер) чуть больше - 22-24 микроны. Оренбургские мастерицы научились вязать настолько тонкие пуховые платки, что их стали называть «паутинками».

Шаль, рис.4В 1857 году русские пуховые шали были впервые представлены европейскому покупателю на Парижской выставке и получили признание. А спустя 5 лет на выставке в Лондоне мастерица из Оренбурга М.Н. Ускова получила специальную награду «За шали из козьего пуха».

Сегодня пуховые оренбургские платки есть почти в каждой российской семье. Они хороши и эстетичны в носке, ими приятно укрыться в зимние долгие вечера.

К середине позапрошлого XIX века в России налаживается производство шалей с набивными рисунками. Появились знаменитые Павлово-Посадские платки. Нарядные яркие шали полюбились женщинам всех социальных слоев. Сегодня павлово - посадские мотивы можно увидеть и в пляжных сарафанах, и в зимних куртках, сумочках, рукавичках.

Шаль, рис.5Многие современные рукодельницы вяжут шали, палантины, накидки, пончо крючком и на спицах вручную и на вязальных машинках. Некоторые из изделий являются настоящими произведениями искусства.

Шаль, рис.6Любимые аксессуары часто используются модельерами. Например, Дом Моды Angel, которым руководит Татьяна Мокрушина, «Краса России» 1998 года, периодически использует русские шали в своих коллекциях. Эпатажные шелковые шали – платки с черепами демонстрировались в коллекции английского Дома Моды Alexander McQueen.

В современных шалях западных и русских модельеров шелк переплетается с льном, кашемир с синтетической нитью. Модны гофрированные изделия, японские и геометрические мотивы, этнические дополнения, украшения стразами, мехом, камнями, кружевами. Шаль относится к области чистой эстетики, это аксессуар соблазнения, женственности, обаяния.